Привет, киноман!

Мои фильмы  Настройки  Юзерпик  Пользователи   Москва (495) Другой город Вход

И камням бывает больно...

Каменная башка

Действие фильма "Каменная башка" построено на событиях жизни боксёра, бывшего чемпиона Егора Головина, сыгранного Николаем Валуевым. Это дебют для Валуева, однако, новичок в главной роли смотрится весьма достойно. Конечно, не малая заслуга в этом того, что сценарий фильма написан специально для Николая, но, всё же скажу: со своей ролью Валуев замечательно справился. Главную женскую роль исполняла Оксана Фандера, и, стоит отметить, тандем смотрится. Сам же фильм мрачноват (особенно после просмотра), но таковы законы драмы, что лёгким подобное зрелище и не может быть. Говоря коротко, фильм хороший. А что же в нём хорошего – рассмотрим далее.


Герой Валуева (как и сам исполнитель) – боксёр. Карьера его складывалась весьма удачно, он выиграл титул чемпиона, а его тренер и менеджер не могли им нарадоваться. Да и сам Егор Головин был счастлив (это сложный вопрос, что же счастье и как он его ощущал, но глубоко не вдаваясь в психологизм состояния "счастья" можно утверждать что это чувство было) вместе со своей женой Катей. Однажды, они вдвоём попали в автомобильную катастрофу. Катя не выжила, Егор же остался жив. Но и для него авария не прошла бесследно: получив сотрясение мозга, образовалась внутренняя гематома мозговой ткани; нервные окончания воспалены и память бывшего чемпиона стала очень "дырявой". Он помнит немногое: что есть тренировки, что нужно заниматься и регулярно ходить в спортзал (но, как говорит доктор, это многолетняя привычка; да и тренер вторит, что теперь боец из него никакой); Егор знает, что нужно есть (этот механический процесс поглощения пищи прекрасно отображён, а образ человека потерявшего интерес к еде, настолько апатичен, что ощущается внутренняя пустота, которая гнетёт). Ещё Егор помнит людей, но только тех, которых знал до аварии. И теперь, знакомясь и встречая новых людей, он помнит о них лишь до тех пор, пока не заснёт. А новый день, становится действительно новым, и память его чиста.


На протяжении фильма он задаёт один и тот же вопрос много раз: "Как твоё имя?" Он силится понять, что же с ним происходит, кто его окружает, и что за странные шутки выкидывает с ним его собственная память. Егор выясняет у проститутки Мадлен-Светы, кто же она есть на самом деле, что она здесь делает, ведь память ему подсказывает, что тут ей не место, но кому здесь место и кто должен находиться в его квартире – он не помнит. Не понимая происходящего, Егор просто начинает стучать себя по голове, надеясь этим подстегнуть свои мысли. А потом он переходит к более тяжёлым аргументам: начинает стучаться головой об стену, и наконец-то вспоминает то имя, и ту девушку, которую он хочет видеть – это Катя, его жена. . . но обессилев, тело валится на пол, а мозг прозревает лишь на несколько секунд. (Да, только и хочется добавить "кто сказал, что бесполезно биться головой об стену? Хлоп! На лоб глаза полезли. . ." – как видно Вячеслав Геннадьевич снова оказался прав – ведь пусть и на чуть-чуть, но воспоминания о любимой в "каменной башке" прояснились).


Менеджер бывшего чемпиона, Наиль Семёнович, обязан выставить боксёра на поединок, от этого зависят его финансы. При чём, ему важно поставить не кого угодно, не простого статиста, его интересует только победа. Вот только никто из новичков, против оппонента, – действующего чемпиона Олега Кривули, – сотворить ничего не сможет. Одна надежда – Головин, он находится в прекрасной физической форме, правда тот ничего и слышать не желает о предстоящем бое. Ведь Катя, его жена, запрещает боксёру выступать на ринге. Наиль мучается, как же. . . как же привести Егора во вменяемое чувство (вменяемое для него, Наиля) и заставить его биться с соперником (опять же, его интересует лишь личная выгода). Вот и подсовывает деньги, и поставляет девочек Наиль, в убогую квартирку Егора, в надежде, что это выведет того из состояния заторможенности. Егор, каким бы не казался потерянным (а со стороны где-то вроде бы и глупым), на самом деле просто не желает раскрываться и существует автономно, сам себе на уме. Он не пытается никому ничего доказывать – ему это не нужно, он хочет разобраться в себе, но каждый, кто слишком настырно пытается влезть к нему в душу, получает спокойный и чёткий ответ, так, что желание быть чересчур любопытным, пропадает.


Наиль получает деньги не только за счёт удачно выигранных боксёрских поединков, но и содержит ночное заведение – клуб, при котором работают проститутки. Он знакомится с новыми девушками, среди оных, выделяется одна – Татьяна. Не смотря на то, что ей нужны деньги, и она (как считает Наиль) полностью в его власти, Татьяна не собирается быть обычной очередной проституткой. Она требует к себе достойного уважения, и часто поступает в разрез ожиданиям окружения. Наиль решает отправить её к Егору. Татьяну привозят к бывшему чемпиону в квартиру, его дома нет. Девушка осматривает небогатый интерьер, и замечает фотографию Кати, а на обратной стороне надпись: "моему Страшиле". Именно так называла Егора, его любимая. Но приходит герой Николая Валуева, она рассказывает ему, что её прислал Наиль. Рассматривая Татьяну, Егор видит, что её били, и скупыми словами начинает ей втолковывать свою правду: "Нельзя таких красивых. Когда бьют – не думай. Не замечай. Не бойся. Боли нет. Придумывают. Чтобы боялись. Боли нет. Я точно знаю". Егор улыбается, и неумышленно мозг выдаёт ему Татьяну за Катю, но она говорит ему, что он ошибся. Осознав своё заблуждение, боксёр выставляет девушку за порог. Ей не куда деваться, ведь возвращаться назад, к сутенёрам, – не хочется, и она, сначала чтобы немного убить время, а затем из-за наступления ночи, засыпает на подоконнике лестничной площадки. Татьяна звонит сыну, из-за которого вынуждена работать у Наиля. Таня скупо, по телефону, пытается дать хоть немного любви и тепла сыну (такую боль и горечь передаёт Оксана Фандера, что чувства эти материализуются при просмотре). А утром её разбудит мимо проходящий Егор, и она выпрашивает у него "заработанные деньги". Егору всё равно – если он должен – он отдаёт (только вот беда, он ничего не помнит, но чтобы не показаться увечным, он соглашается с окружающими).


По желанию Наиля, доктор проводит медосмотр Егора, и результат неутешителен: после аварии у него разложение нервных окончаний, и он вообще может всё забыть. Доктор, в присутствии тренера, говорит Наилю: "Егору боксировать нельзя, совсем. От ударов его гематома может увеличиться, и в результате – смерть. Сон у Егора – компьютерная перезагрузка. Если бы он вообще не спал. А то. . . Щёлк! Ночь. Заснул как младенец, проснулся – папу, маму помнит, а в остальном, – непонятно. Чистый лист". Вот директор и решает, раз Егор "чистый лист", то он, Наиль, нарисует на нём то, что ему нужно. Он даст Егору девушку, выдав её за жену, тем более и кандидатура у него уже готова – Татьяна. И раз Катя ему запрещает боксировать, значит она может и разрешить. . .


Егор приходит домой, и, входя, его встречает нежный голос Фандеры: "мой руки, садись". Он не знает кто это, и снова спрашивает: "Ты кто? Как твоё имя?". Но вместо стандартных и привычных ответов получает: "Свинья. . ." Он в недоумении: "Что?" И снова непонятный ответ: "Не что, а кто. Свинья ты – вот кто". (Сцена настолько блистательна сыграна и показана, что ради только неё одной стоит посмотреть фильм). Какой бы обрезанной и ущербной память Егора не была, он чувствует, что происходящие с ним события – не обычны. Но Татьяна, называя Егора страшилой, подменяет Катю собой. Егор приходит к Наилю с вопросом: "ты бы что подумал, если б жену вдруг забыл?". Наиль убеждает его в том, что всё нормально (ведь ситуация разворачивается в благополучную для него сторону).


И как не сойти с ума, если все окружающие утверждают, что посторонняя девушка в твоей квартире – твоя жена, а Егор хорошо помнит: "табуретки у подъезда… помню… закрытый гроб на них поставили… помню…" Что… что происходит с ним – так и не может понять травмированный боксёр. И всё-таки он принимает игру по правилам Наиля, и принимает Татьяну за Катю, и хочет, чтобы она больше не уходила, ведь без неё "провалы в памяти. Дурак я без тебя Катя, совсем дурак". И Егору страшно засыпать. Он терзается мыслью: а вдруг утром – ничего этого не будет?! (А какая проникновенная и трогательная сцена на городском пустыре… Николай Валуев, этот по настоящему гигант, настолько обворожительно показывает романтические чувства, так симпатично и по мужски, что сложно ему не верить). Но память выдаёт на гора старые картины и страхи, и Егор настолько перепуган возможностью снова утратить жену, что панически (хоть и не осознанно) этого боится. А "Катя", действительно, убеждает (и не так уж тяжело, ведь постоянно тренируясь, боксёр только и думает о поединке) Егора снова выйти на ринг. Тренер, конечно, против, но кто его слушает?!


Татьяна, разговаривая с Наилем, пытается отказаться от "работы" с Егором. Ведь, герой Валуева, хоть и огромен, но такой наивный, как ребёнок, и она уже внутренне сопротивляется такому способу получения денег. Но, Наиль, теперь её уже словесно уговаривает, ведь деньги нужны, а он заплатит немалые (Вот так и получается, что все мы продаёмся, кто реже, кто чаще – была бы цена да условия приемлемы. . .) Тренер, по настоящему беспокоится о Егоре, ведь он понимает, что тому нельзя боксировать с Кривулей – ведь этим поединком для Егора может закончиться всё сразу. Прийдя в дом Головина, "батя" пытается убедить "жену" своего ученика в собственной правоте. Но Татьяна уже не может отступить от уговора с Наилем. И в сердцах, тренер, отчаявшись уговорить, произносит: "Всё зло от баб" (Да, так уж бывает, что человек, не в состоянии повлиять на события обвиняет другого, который тоже лишь заложник обстоятельств. Ведь не Татьяна толкает Егора в бой, а Наиль, но злость и обида не ищет логики, она лишь обвиняет. . .).


Очень ярко и мощно выглядит просьба-речь тренера за Егора перед Наилем. Он убеждает не выводить спортсмена на ринг, ведь Егору боксировать запрещено, для него бой этот – смертный приговор. Но Наиль спокойно и цинично рассуждает: "Все мы когда-нибудь умрём. . . А Егор – редкий боец. Он на ринге должен сдохнуть". И правда распахивается перед тренером, и уже, презрев последствия он выдает: "Паскуда. Продал Егора за понюшку табака", и тем самым лишается и работы и былого уважения директора.


Детство… оно есть у каждого. Далеко не у всех счастливое. Именно из детства берут начало все наши комплексы и страхи. Вот и Егору больнее всего было в детстве, в школе. Больно от того, что дразнили его уродом. Звали индейцем "Каменная башка", забегали в класс и дразнили. Да и теперь, он сам считает себя уродом. (Только и остаётся добавить: ". . . всяк другого мнит уродом, не смотря что сам урод". Действительно, многое уже сказано, и повторяется снова и снова). Сыну Татьяны выпала тоже не самое счастливое детство – он в пансионате, мама вынуждена доставать деньги как получится, а ребёнок даже не говорит. Татьяна улучает момент, когда Егор засыпает и отправляется на свидание с сыном. Однако "муж" лишь притворяется спящим, и он направляется за ней по пятам.


Татьяна хочет разговорить сына, она жаждет услышать его голос, старается чтобы он вымолвил слово "грузовик"… но сын смотрит вдаль – в коридор. Там стоит Егор, он достаёт ложку и стучит ею себя по лбу, и очень по доброму произносит: "башка. . ." Татьяне становится жалко Егора и она пытается отговорить его от боя, но тот хочет помочь Наилю (которого интересует лишь личная выгода). Егору нравится Танин сын, и он рад что это именно её ребёнок. Татьяна, не в силах больше продолжать игру Наиля, встречается с ним дабы сказать, что Егор не выйдет на ринг с Кривулей. Однако, Наиль на этот счёт придерживается другого мнения, и чтобы Татьяна не испортила удачного хода событий, запирает её где-то вдали от людей.


Егор не может нигде найти свою Катю и приходит в клуб к Наилю. А "брат" подсовывает ему другую "жену-Катю", но боксёр уже не хочет наступать на одни и те же грабли (хоть он и болен, а некоторые его считают и вовсе умалишённым, но только память Егора даёт ему знаки о том, что-то идёт не так). Егор всё же догадывается пойти к "бате" – к своему тренеру. Который и рассказывает ему всю правду, о том что Катя его уже как год умерла, а все эти подтасовки – для выгоды Наиля. И тогда Егор решает встретиться с Олегом Кривулей и его менеджером до официального боя.


Где-то в помещениях принадлежащих Наилю происходит их встреча. Егор, одиноко и хмуро стоит, а его оппонент – Олег просто издевается и уничижает личность (ведь так хорошо злорадствовать, ведь так приятно то, что человек, которому ты когда-то проиграл, стоит теперь как каменная болванка, – он не может тебе ничего сделать, а ты издеваясь испытываешь триумф. . . как это низко). Егор в тишине шепчет: "Катя" А Кривуля, чтобы ещё больше унизить Егора говорит: "Придурок, сдохла твоя Катя". Егор не прощает этой дерзости, завязывается драка, исходом которой является смерть заносчивого действующего чемпиона Олега Кривули. А Николай Валуев после этого спокойно произносит: "Зря ты так сказал" (Ну что сказать – мужчина. Настоящий мужчина. Гордость испытываешь, что есть ещё такие).


Но таковы суровые законы "боксёрского закулисья", что за убийство Кривули ответит и Наиль, и Егор. Наиля убъют, а Егор выкупит Татьяну… ценой собственной жизни. Финал трагичный, но почти правдивый (почти – потому что, скорее всего, девушку-проститутку вряд ли бы пожалели, но может быть и такое). В последние минуты бытия к Егору возвращается стройность мысли и осознание происходящего. В закат собственной жизни Егор просит Татьяну сберечь сына, в его словах и мыслях чувствуется благодарность к девушке, которая снова вдохнула в него жизнь. Правда, ещё чуть-чуть и она оборвётся – но когда ты спокоен и уверен, что сделано всё правильно – тебя уже не страшит смерть…

 Режиссёр всё же даёт глоточек надежды на счастье: где-то далеко, в такси едет Татьяна с сыном. Мимо проносится грузовик, и сын (может быть впервые, может очень долго хранив молчание) произносит: "Грузовик". А чуть позже: "Башка". У Татьяны льются слёзы от благодарности к Егору, но уже ничего не вернёшь.  

* * *  

Герои Валуева и Фандеры где-то по своему счастливы, не смотря на произошедшее. Мы часто жалуемся на свою судьбу, на то, что многое плохо. Простите, вы хорошо помните вчерашний день? А позавчерашний? Вас считают умственно-отсталым? Вам приходится заниматься проституцией, чтобы поднять ребёнка на ноги?  По-моему, если у Вас есть крыша над головой, вы сыты, голова соображает и целы руки-ноги, радуйтесь жизни и будьте счастливы. Ведь счастье внутри каждого из нас, и добыть его возможно только самостоятельно.


Если же Вы, по-прежнему несчастливы, тогда, как советуют психологи, найдите тех, кто несчастнее Вас и помогите им. Попробуйте для начала проделать это мысленно. Посмотрите фильм "Каменная башка" – в конце, скорее всего, вы осознаете что Ваша жизнь и судьба – праздник.

Дмитрий Титов, Киноанонс, 31 октября 2008

Добавить рецензию на News2
Вот это тоже интересно
Ваш любимый сайт становится ближе Вам!
Сайт без пользователей существовать не может. Поэтому мы обращаемся к нашим постоянным и новым посетителям с предложением о сотрудничестве. Оставляйте свои отзывы, коментарии и обзоры на интересные Вам фильмы. Самые активные пользователи получат статус редакторов сайта и смогут добалять собственные материалы на сайт без предварительной модерации. Вместе мы станем интереснее и лучше! Отсылайте Ваши предложения и пожелания нам, используя форму для обратной связи.

Мы ВКонтакте!
Мы стараемся идти в ногу со временем и использовать все удобные для вас сервисы. Теперь все пользователи нашего сайта могут вступить в группу Киноанонса ВКонтакте. Добро пожаловать!

Клуб "Киноанонс"
Здесь можно узнать о новинках проката, стоит ли идти в кинотеатр на премьеры и просто пообщаться с такими же киноманами, как и Вы! Трейлеры к новинкам, фотографии актеров и конкурсы ждут Вас!

Смотрим вместе
Сайт "Киноанонс" делает шаг навстречу пользователям! В клубе "Киноанонс" мы будем размещать полнометражные фильмы, смотреть которые можно с друзьями-членами клуба или со знакомыми. Нам интересно Ваше мнение о фильмах, поэтому смотрите и комментируйте!
Приятного просмотра с клубом "Киноанонс"!




Наши партнеры:

При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
Rambler's Top100
© 2005—2017 «Киноанонс.ру»