Привет, киноман!

Мои фильмы  Настройки  Юзерпик  Пользователи     Вход
   

От заката до весны

Отзывы:
30 Дней Ночи (30 Days of Night)

2 часа ночи в фильме «30 дней ночи».

Бэрроу — маленький заснеженный городок на краю Аляски. Раз в год он на месяц погружается в кромешную тьму и оказывается отрезанным от внешнего мира. Раньше жители Бэрроу и не подозревали, в каком беззащитном положении находятся в этот период, пока однажды зимой на них не напала банда кровожадных вампиров. Пользуясь отсутствием губительного солнечного света и полной изолированностью Бэрроу, нечисть начинает методично уничтожать местное население. Во главе немногочисленного сопротивления встает шериф Эбен Олсон.

В Голливуде рецепт приготовления фильма того или иного жанра заранее известен: существует набор правил и штампованных приемов, руководствуясь которыми, фильмы сегодня может снимать даже робот. Очень редко режиссеру в Голливуде удается сломать систему и снять действительно оригинальный фильм. И если для какого-нибудь «Хэллоуина Роба Зомби» это в лучшем случае самоцель, то «30 дней ночи» самобытен до кончиков ногтей и никаким законам в принципе не поддается.

Первое, что бросается глаза, это работа оператора, который даже без стилизации картинки, использованной создателями «300» и «Города Грехов», сумел создать стойкое ощущение, будто листаешь комикс. Часто используются необычные ракурсы и молчаливые мизансцены, которые встречаются только в комиксах, где формат картинки зависит от расположения на странице. К примеру, часто показывают только глаза говорящих, а не все лицо, или очень маленький предмет на фоне большого — тоже частый прием в комиксах. Вдобавок ко всему, фильм нисколько бы не потерял, будь он снят в трех цветах — черном, белом и красном, а цветные эпизоды заката-рассвета своего рода ритуалы погружения-возвращения из этого мрачного мира.

Визуальный стиль комикса в сочетании с кромешной тьмой, не покидающей кадр ни на минуту, создает неповторимую атмосферу, близкую к нуару или фильмам Алекса Пройяса, сумевшего в «Вороне» и «Темном городе» приручить тьму и заставить работать ее на себя. Даже в самом названии «30 дней ночи» содержится намек на резкий контраст, противопоставление тьмы и света, которое используется в каждом кадре. Здесь вампиры облачены в белые рубашки и черные плащи, резко выделяющиеся на белом снегу, а нефть и кровь, разлитые по сугробам, напоминают кляксы на белой бумаге.

Диалоги под стать первоисточнику: герои обмениваются короткими фразами, которые ровным счетом ничего не говорят о человеке, но достаточно информативны. Надо принять во внимание, что люди, живущие на севере, да еще и в такой глуши, в принципе не ахти какие собеседники. Эта черта характера хорошо сочетается с комиксовостью фильма, но пагубно сказывается на отождествлении себя с героями. Сценаристы не приложили ни капли усилий, чтобы заинтересовать зрителя своими угрюмыми персонажами, и временами произносимые реплики служат тому напоминанием. Прибавьте сюда халтурную работу российских переводчиков, которые адекватно перевели название фильма и на этом успокоились, и вы получите представление о гнетущем впечатлении от диалогов в «30 дней ночи».

Один великий режиссер утверждал, что невозможно снять фильм без музыки. Наплевав на его авторитет, режиссер Дэвид Слэйд снял свой фильм практически без музыки, да и то звуковое сопровождение, что есть, больше напоминает скрипы, вздохи, хождение по недавно крашеному полу, но никак не музыку. Достаточно посмотреть сказку «Звездная пыль», чтобы понять, насколько работа композитора в наши дни схожа с работой штукатура, который заделывает шероховатости в сюжете. Попросту говоря, без музыки современный зритель не смог бы во время понять, где в фильме надо плакать, а где смеяться. Из-за отказа от музыки как разметки повествования, «30 дней ночи» требует от зрителя немалых усилий, чтобы уловить интонацию фильма самостоятельно. Вкупе с вышеупомянутой спецификой диалогов, у зрителя может возникнуть ощущение бессвязности, нелогичности повествования, хотя на самом деле комиксы зачастую куда логичнее самостоятельных сценариев.

Наконец, с хоррорной составляющей у «30 дней ночи» полный порядок. Даже если не замечать, что многие эпизоды расчленения остаются за кадром, а на экране только машут окровавленным топором, то впечатление от фильма как от посещения скотобойни. Вообще, вытеснять насилие за пределы кадра режиссер Дэвид Слэйд начал еще в своем первом фильме «Леденец», где в одной из сцен девочка кастрировала предполагаемого педофила, а камера в это время разглядывала обои в комнате. Во втором своем фильме, которым и является «30 дней ночи», Слэйд так же предпочитает не показывать особо жестокие сцены, если зрителю, например, и так ясно, что за предмет упал на пол за кадром, когда Джош Харнетт ударил топором.

Еще одно отличие «30 дней ночи» от себе подобных — создатели не стремятся выжимать саспенс на пустом месте. Здесь нет ни одного напряженного шастания по темным кладовым с фонариком в зубах или душераздирающего момента, когда герой берется за дверную ручку, в которой отражается оператор, и со скрипом открывает дверь. То ли такие моменты начисто отсутствовали в комиксе, в котором неожиданное появление вампира может быть вызвано только резким переворачиванием страницы, то ли Слэйд намеренно отказался от вытягивания нервов, но картину это нисколько не портит, даже придает некоторое благородство.

«30 дней ночи» получился очень нестандартным, что странно для производственной студии Сэма Рэйми Ghost House, на которой ранее разными режиссерами были сняты до безобразия однотипные ужастики «Посланники», «Проклятие» и «Бугимэн». Особая атмосфера, которая не вызывает ужаса, но гипнотизирует своим изяществом, выделяет «30 дней ночи» из множества работ в том же жанре, но требует определенного настроя. Если же вас не интересует, как точно фильм следует стилистике комикса, и вам подавай хорошие актерские работы, то «30 дней ночи» не для вас. Все-таки Джош Харнетт в кровавом угаре ничем не отличается от Джоша Харнетта в состоянии спермотоксикоза.

Константин Волков, Киноанонс, 10 ноября 2007

Добавить рецензию на News2
Вот это тоже интересно
Ваш любимый сайт становится ближе Вам!
Сайт без пользователей существовать не может. Поэтому мы обращаемся к нашим постоянным и новым посетителям с предложением о сотрудничестве. Оставляйте свои отзывы, коментарии и обзоры на интересные Вам фильмы. Самые активные пользователи получат статус редакторов сайта и смогут добалять собственные материалы на сайт без предварительной модерации. Вместе мы станем интереснее и лучше! Отсылайте Ваши предложения и пожелания нам, используя форму для обратной связи.

 




Наши партнеры:

При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
Реклама на сайте  Обратная связь  Нашли ошибку?  WAP  RSS  
© 2005?2020 «Киноанонс.ру»