Олигарх и пустота |
|||
Кадры (27)
Пресса (1)
Отзывы:
Читать |
Главное разочарование года в картине «Нефть». В конце 19 века калифорнийский золотоискатель Дэниэл Плейнвью решает переквалифицироваться в нефтедобытчика. Прирожденный стратег и бизнесмен, он хитростью и настойчивостью добивается небывалого успеха, нажив себе массу врагов и ни одного настоящего друга. Обладая талантом извлекать из недр земли все самое ценное, он одарен (или проклят?) видеть в людях только отрицательные качества и ничего более. Близкие ему люди всего лишь стоят в очереди на отвержение, ведь рано или поздно случай убедит Плейнвью, что людям не стоит доверять, равно, как любить и уважать. Впрочем, это нисколько не печалит Плейнвью, даже наоборот — он умеет использовать алчность людей в своих интересах, подкупая любого, кто мешает его бизнесу. В его глазах все имеет свою цену, даже любовь к усыновленному сыну больше походит на взаимовыгодную сделку. Проявляя родительскую заботу, Плейнвью кормит сына «дорогой», а не питательной или вкусной едой. Взамен он использует сына для завоевания расположения деловых партнеров, демонстрируя, что семья для него на первом месте. Женщин вокруг него не наблюдается, а единственный раз, когда он проявляет желание сводить даму на танцы, оказывается проверкой близкого друга на вшивость. С неистовым упорством защищая свое право принимать решения и жить как заблагорассудится, Плейнвью с легкой совестью вступает в конфликт с другими нефтедобытчиками, но сталкивается с религией — второй по значимости ценностью среднего американца, после семьи. Будучи атеистом, Плейнвью до поры до времени скрывает свой скепсис и даже отвращение к церкви, которую представляет молодой целитель верой Илай Сандей, но, пережив безразличие господа на личную трагедию, он начинает точить на него зуб. Противостояние Сандея и Плейнвью является одним из главных мотивов повествования, и название картины ставит вопрос ребром — в этой схватке лишь один выйдет победителем. Дело в том, что фильм поставлен по книге американского классика Аптона Синклера «Нефть!», откуда российские прокатчики и взяли название. Конечный вариант сценария, написанный режиссером Полом Томасом Андерсоном, имел мало общего с книгой, поэтому фильм было решено назвать «There will be blood», что можно толковать двояко. С одной стороны это обещание избавления от грехов кровью Христа, как это пророчит Илай в своей надрывной проповеди, через которую был вынужден пройти Плейнвью. С другой стороны это угроза того, что когда-то Плейнвью разуверится в искренности Илая, чаша его терпения переполнится, и тогда расправы над фальшивым пророком не избежать. «There will be blood» в названии завершает общий трагичный настрой картины, в которой даже самые светлые моменты сопровождаются пронизывающей до костей тревожной музыкой. Поскольку от этих двух актеров зависела интрига всего фильма, идущего без малого два с половиной часа, то подойти к их подбору стоило особенно тщательно. Гениальный безумец Дэниэл Дэй-Льюис великолепно исполнил сложную роль Дэниэла Плейнвью, за что совершенно справедливо получил Оскар на прошедшей церемонии. А вот работу Пола Дано, изобразившего Илая, назвать великолепной или даже просто хорошей язык не повернется. Сказать по правде, усы Дэй-Льюиса играют лучше, чем весь Пол Дано, к которому с первых минут проникаешься отвращением за его кислую рожу и ужасно переигранные сцены проповеди. Возможно, так и выглядят настоящие целители верой, но в интересах фильма было неплохо уравновесить расположение зрителя к этим двум персонажам. В итоге же демонический Плейнвью не оставляет Дано ни шанса, забирая зрительские симпатии без остатка. Второй Оскар «Нефть» получила за операторскую работу Роберта Элсвита, работающего с Андерсоном со времен «Ночей в стиле буги», а потому и вносящего немалую часть в его режиссерский стиль. В «Нефти» мы видим все те же плавные наезды и короткий фокус, но на этот раз пространства открытые, что дало неожиданный результат — «Нефть», если можно так выразиться, очень горизонтальный фильм, использующий преимущества широких экранов на всю катушку. Еще одной отличительной чертой работ Андерсона является то, что он обычно не тратит время на разработку персонажей, позволяя им на протяжении всего фильма проявлять себя в различных ситуациях самым неожиданным образом. В «Нефти» такое положение дел удручает, поскольку жизнь Плейнвью не так уж и богата на события и действие, да и вообще на первый взгляд он ничем не примечателен, кроме своей жадности, агрессивности и маниакального желания разувериться в людях. На самом же деле стратегия его поведения не говорит о нем, как о плохом человеке, совсем наоборот: он самый невинный из всех героев картины, поскольку, даже измеряя всех аршином денег, он честен перед собой и теми, кого он любит своей странной любовью. Главной скважиной в его жизни оказывается доверие к людям, и желание разочароваться в них заставляет исчерпать эту скважину до дна. Останется ли что-то на дне? Ответ режиссера до невозможности прост. Нет никакого розового бутона. «Я закончил» — это главное разочарование, что подарил нам кинематограф в прошедшем сезоне. Константин Волков, Киноанонс, 4 марта 2008 Добавить рецензию на News2Вот это тоже интересно |
|
Наши партнеры:
При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
|
|
|