Привет, киноман!

Мои фильмы  Настройки  Юзерпик  Пользователи     Вход
   

«Питер FM»: это не кино, это не Питер

В фильмотеке у 8-и киноманов
Отзывы:
Написать
Читать (18)
Дебют сценаристки Наны Гринштейн и режиссера Оксаны Бычковой, а также еще двенадцати человек из съемочной группы, увы, не станет классикой отечественного кино.

Это девичий фильм. Не потому, что молодые леди были во главе команды, конечно. А потому, что в картине нет мысли и стиля. Есть мыслишка и стилек. А также — мало своего, много заимствований: все вспомнили «Прогулку» Алексея Учителя (2003), кинообразованные — «Июльский дождь» Марлена Хуциева (1966) и что-то еще.

Итак, нам даны три или даже четыре молодые гетерос..уальные пары в периоде поиска спутника жизни. Одна пара — центральная. Маша — диджей на радио (Екатерина Федулова), Максим — начинающий архитектор (Евгений Цыганов). Они, как мы понимаем, должны встретиться в финале, но полтора часа им будет мешать весь мир. (Тут к списку аналогов добавлю «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной, 2004.) А дальше — что называется, как посмотреть.

Вообще «как посмотреть» — главное правило в искусстве (и в недоискусстве тоже). Если вы пришли в кинотеатр между пивом и дискотекой под ручку «со своим» парнем/девушкой теплым весенним вечерком себя показать и на движущиеся картинки поглазеть — то вы вполне себе оттянетесь, что и славно. Если же вам хочется чего-то большего и вы, даже против своей воли, замечаете всякие глупости-несуразности, — будете разочарованы.

Но есть и киноманы, которые смотрят все и оценивают текущий кинопроцесс беспристрастно. Вот и поговорим. «Питер FM» — очень странный продюсерский проект, подробности возникновения которого я не знаю, как и вы. Но можно проанализировать известные составляющие. Сделаем это потому, что картина шустро рекламируется уже довольно давно и даже пафосно позиционируется как «второй фильм года» (после «Дневного дозора»). «Питер FM» — детище «первого развлекательного» канала СТС, студий «ПРОФИТ» и «Протел». Генеральные продюсеры Александр Роднянский и Игорь Толстунов — зубры нашего кино, которые всеми силами стараются наставить его на путь истинный.

Весьма удачная «Прогулка» Алексея Учителя по сценарию Дуни Смирновой имела рабочее название «Петербург онлайн». Летом 2004-го Оксана Бычкова начала съемки картины «Питер FM» (можно предположить, что процесс шел как-то сложно, поскольку картина вышла в прокат ровно на год позже запланированного).

Аналогия, полагаю, неслучайна. И важна. Дело в том, что все пытаются повторить успех, свой или чужой. Поскольку, с одной стороны, киноиндустрия развивается, кинотеатры по всей России растут, аки центры игровых автоматов. А с другой стороны, выясняется, что отечественный кинематограф до сих пор не может кинотеатрам предложить достойных картин, тем более — в достаточном количестве. Даже то, что попадает в эти современные залы, — в большинстве случаев горит там синим пламенем. Нынче отечественные кинодеятели переживают свеженький шок: «Охота на Пиранью» идет в прокате гораздо хуже планируемого. Никто сейчас не берется предсказать, что нужно публике. Умный-хороший-добрый фильм — не ответ, как только речь заходит о его форме, определяемой жанром.

Вернемся к «Питеру FM». Налицо очень грамотная в продюсерском замысле попытка сделать романтическую комедию с привлечением молодых авторов. Которые должны, по идее, «принести свежий взгляд». И автоматически соответствовать своим ровесникам в зале. Продумано, кажется, все. Взят модный антураж — радиостанция актуального формата и мобильный телефон. Найдены даже некие драматургический и изобразительный эквиваленты поиска радиочастоты и установлению связи: люди «настраиваются» друг на друга, а «картинка» мечется — будто волна ищется (едва ли не впервые соответствующий компьютерный эффект подан не ради эффекта, а с толком). Старательно придуманы также разные мелкие фишки вроде красных и синих курток или якобы подсмотренных уличных сценок. Есть и совсем домашние радости: генерал милиции Петр Ефимович не случайно появляется в картине Оксаны Бычковой, закончившей мастерскую Петра Фоменко и Натальи Рязанцевой на Высших курсах сценаристов и режиссеров; такие «приветы» важны — значит, учителя не забыты. В некоторых случаях работает и второй план: скажем, Маша объясняется со своим женихом Костей (Алексей Барабаш) на фоне большого окна, за которым в ночи сверкает сварка — метафора и соединения, и того, что герои «искрят», и чего-то еще. (Вообще отмечу сей эпизод как лучший в картине, по-моему.)

Применена испытанная сюжетная схема — «двое на фоне». В центре расположены опять таки сверстники потенциальной аудитории, а в фон внедрены любимцы публики — от Владимира Машкова, Андрея Краско и Александра Баширова (которых знают по имени), Татьяны Кравченко и Евгения Филатова (их знают так: «он всегда в классных эпизодах») — до Александра Хвана и Юрия Цурило (радость узнавания в среде кинематографистов). Для разномасштабных звезд написаны микро-роли — тут пригодился навык сценаристки Наны Гринштейн создавать прозаические миниатюры.

И все бы ничего, да выпирают Машков и Краско из фильма. И по репутации своей актерской, и по задаче драматургической, и, главное, — потому что картина, при формально выдержанной мере условности, по сути ужасно фальшива. Ну, для примера. Начинающий архитектор Максим выигрывает грант на стажировку в Берлине — и не хочет ехать. Помилуйте, сие невозможно ни в какой сказке. Героине старой картины «Зимняя вишня», отказавшейся от жениха-дипломата ради женатого любовника, поверили только романтические идиотки — теперь, спустя двадцать лет, нас таких и вовсе не осталось.

Тот же Максим, уроженец Нижнего Новгорода, в Петербурге дворник. Верю скрепя сердце: в советские годы — да, ради прописки и комнаты студенты и аспиранты вливались «в поколение дворников и сторожей», но теперь такие случаи единичны. Нынче Максим прекрасно заработал бы себе на жилье дизайном квартир для богатых (эти люди появятся в новом фильме Алексея Балабанова «Мне не больно», ждите июня). Но совсем не верю тому, что служебная площадь, откуда сгоняют Максима, — квартира с жилой антресолью (обычно в центре города это полуподвальные настоящие дворницкие, из девятнадцатого века).

Не хочется зацикливаться на приметах быта. Но все вместе они как раз и складываются в тот самый не стиль, а стилек — в гламур. Здесь и случился главный просчет матерых продюсеров и начинающих авторов. Думали: московский антураж надоел, пусть будет Питер. И приехали в Питер со своим гламуром, только попытались его приспособить к невским берегам. Не вышло. Несмотря ни на какие самые аутентичные наши ржавые крыши и наши текучие пейзажи — не вышло. Поскольку для фильма важна легенда города, а не его реальность. А по легенде не может быть станции Питер FM, которая гоняет Киркорова, даже ради выживания. Не может аристократ и красавец, знаменитый клоун из начального, полунинского, этапа «Лицедеев», автор номера «Голубые канарейки» Роберт Городецкий представать бомжом, питающимся с помойки, — это дурной, простите каламбур, вкус. Не вяжется бодрая комедия положений с Северной Венецией, несмотря на общее италианское родство, — ну что тут поделать…

Кстати, и «Прогулка» Алексея Учителя грешила гламурностью. Но там дело оказалось спасено виртуозным мастерством авторов (операторов и художников прежде всего) и, главное, наличием жгучей мысли: подло использовать людей в своих целях. Сия нравственная максима, надо ли разъяснять, особо актуальна при всеобщем отращивании клыков ради личной устойчивости в эпоху конкуренции, — однако напоминать ее никто не спешит, ибо все грешны.

В «Питере FM» нет никакой мысли. Поиск пары — процесс биологический, он происходит «по запаху», но даже этот обертон упущен авторами. Обратите внимание, кстати, что большинство рецензентов для описания картины используют строчки из более-менее шлягеров. В картине таковые — и предполагаемо таковые — кучно звучат. «И этот город останется также загадочно любим…»

Ольга Шервуд, ЮГА.ру, 21 апреля 2006

«Питер FM». Помогите! Мы снимаем кино про любовь!

Романтическую историю о начинающейся любви двух молодых петербуржцев первыми увидели «очень важные персоны» Тюмени на закрытом показе, посвященном открытию многозального мультиплекса.
РИА Новости, 23 апреля 2006

В российском широком прокате появился фильм молодых отечественных кинематографистов «Питер FM»

Фильм «Питер FM» войдет в историю российского кино уже потому, что на съемочной площадке встретились сразу 14 дебютантов, во главе с режиссером — дебютантом Оксаной Бычковой.
Радиостанция «Эхо Москвы», 21 апреля 2006

Что происходит на свете? Да просто весна

На экраны страны выходит романтическая комедия «Питер FM».
Александр Фолин, Взгляд, 21 апреля 2006

«Питер FM»: волнительная FMерность

Вот и снова апрель, и это чертовски хорошо. Кругом восторженные пташки-кошки, юные буколические радости и «Питер FM» — не радио, но кино. Последнее и впрямь везде: в кинотеатрах, на радиочастотах и даже на рингтонах сотовых телефонов.
Антон Смертин, ЮГА.ру, 21 апреля 2006

«Питер FM»: кино с весенним настроением

Долгожданная, широко разрекламированная картина режиссера Оксаны Бычковой «Питер FM» выходит в российский прокат в четверг.
Александра Иванова, АНН, 20 апреля 2006

Питер и немножко нервно

На экраны выходит «Питер FM» Оксаны Бычковой — молодежная мелодрама, с Санкт-Петербургом и убедительными чувствами не встретившихся влюбленных.
Сергей Синяков, Газета.Ru, 19 апреля 2006

Другой Петербург в фильме «Питер FM»

В хмурый апрельский день в Петербурге показали другую весну: свежую, цветущую, наполненную светом: корреспондент «Фонтанки» побывал на предпремьерном показе фильма «Питер FM» и понял, что и сейчас можно снимать молодежное кино, где нет насилия и депрессии, зато есть ожидание любви и удивительно романтический город.
Мария Мокейчева, Фонтанка.ру, 16 апреля 2006
Вот это тоже интересно
Ваш любимый сайт становится ближе Вам!
Сайт без пользователей существовать не может. Поэтому мы обращаемся к нашим постоянным и новым посетителям с предложением о сотрудничестве. Оставляйте свои отзывы, коментарии и обзоры на интересные Вам фильмы. Самые активные пользователи получат статус редакторов сайта и смогут добалять собственные материалы на сайт без предварительной модерации. Вместе мы станем интереснее и лучше! Отсылайте Ваши предложения и пожелания нам, используя форму для обратной связи.

 




Наши партнеры:

При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
Реклама на сайте  Обратная связь  Нашли ошибку?  WAP  RSS  
© 2005?2019 «Киноанонс.ру»