Привет, киноман!

Мои фильмы  Настройки  Юзерпик  Пользователи     Вход
   

«Королева»: мрачное лето 1997-го…

Отзывы:

Быть королевой, представлять интересы Бога на земле, править миллионами людей, — тяжелая работа оказывается. И профессия, достойная уважения. Это пытался доказать в своей оскароносной драме режиссер Стивен Фрирз. Вчера в России начался показ его нового фильма «Королева», и зрители могли лично засвидетельствовать свое почтение королеве Англии традиционным реверансом, глубина которого зависит от щедрости натуры смотрящего, от снисходительности к предрассудкам древнейшего европейского королевского рода или от глубины зрительского кресла…

Мир меняется. С этим даже королева не спорит. Отправляя свои монаршьи обязанности, королева держит удар с истинно английской выдержкой и достоинством. Хотя, может быть, кто-то назовет это чопорностью. Мир меняется постоянно. Вершители судеб любой свой шаг соизмеряют с заголовками таблоидов. И это правило для властителя, оставшегося неудел в мире, где правят эмоции, пусть даже тщательно срепетированные и показанные на потребу скучающей публике.

Приживалка английского народа, скромная и расчетливая женщина с вечно поджатыми губами — ограниченная в свободе маневра, ведущая свою партию «королевы» до конца в почти шахматной задаче, которую для нее организовала судьба. Такова королева Фрирза в 1997 году летом, когда в Париже погибла «народная принцесса» Диана, по словам сестры королевы «после смерти приносящая больше проблем, чем при жизни». И без фильма было известно, что Диана Спенсер и королевская семья не особенно ладили.

Тюмень, конечно, невероятно далека от монархической Европы. Тем более от английской королевы. Почти семейная драма английского народа, выстраивающего свои отношения с собственным сюзереном по законам опять же почти семейной психологии, это область, разбираться в которой россияне давно уже отвыкли. «Промонархический» эпик Никиты Михалкова с самим собой в главной роли, конечно, даже сибирской вольнице аукаются на уровне подсознания инстинктом почтения монарха. Но у английского народа — в роли которого выступил английский народ, — особенные отношения с королевской семьей. Они и родственники, но как будто родственники не любимые, некстати загордившиеся и обидно недоступные. Например, убийственно действует сцена на уровне «игры бровями» и мельчайшими мускулами лица, когда, королева напоминает сыну, который намеревается взять королевский самолет, чтобы лететь в Париж, как только случилась трагедия с Дианой, что народ не одобряет и без того большие расходы королевской семьи. Золотая клетка современной монархии стремительно теряет блестки.

Портретное сходство с реально существующими известными прототипами — не абсолютное, но находящееся на той позиции театральной условности, которая позволяет делать скидки на режиссерскую трактовку. Тем не менее часто, подчиняясь неторопливому и чрезвычайно сдержанному, но очень напряженному ритму, с которым развиваются события, порой забываешь, что документальные кадры — это часть картины, а не весь фильм. Режиссер наблюдал эпоху и показывает ее такой, какой увидел, и достиг в работе известного сходства.

А еще режиссер знакомит мир с английской королевой. Кстати, фильм начинается с о сцены, где художник рисует ее портрет. С подобным пафосом могли бы открываться вставки в палеонтологических музеях, где древности известные приправлены древностями свежими и сенсационными, несмотря на то, что время их давно прошло. Фрирз на горбу у «Королевы» и сам въедет в вечность, и монархию туда отвезет. И известность его приобретает оттенок не скандально-риторический, конечно, какой стала известность Майкла Мура с его «Боулингом для Колумбины», а патетический. Потому как позиция режиссера по умолчанию ассоциируется с позицией героя — премьер министра. Тони Блэр в фильме с позиций «модернизатора» очень быстро переходит в стан ярых защитников королевы и ее поклонников.

Кстати, в фильме и в титрах героиня не именуется никак иначе. Королева — как клеймо, миссия, судьба, роль, награда и наказание. А еще работа. Которую нужно делать хорошо, с английской тщательностью. Нет других вариантов.

Возможностей покаяться за свое высокое положение, за гордость, за сдержанность и английские традиции королевской династии с тысячелетней историей — на самом деле немного. Гибель «народной принцессы» — одна из них. Тогда, и на этом настаивает Фрирз, произошло событие, так или иначе затронувшее судьбы людей всего мира. «Мир изменился», — повторяет королева и изъявляет готовность меняться. Работодатель предъявляет новые требования — нужно им соответствовать. Наверное, так все это следует понимать. Впервые за историю династии члены королевской семьи пошли на уступки собственному народу, пошли на поводу у политиков, позволили дергать себя за ниточки, нарушили принципы… Да и много чего еще. Королева недовольна. Королева осваивается с марионеточной ролью и скорбит, но так, как ее учили, то есть практически незаметно. Одно из несомненных достижений актрисы Хелен Мирен, на самых престижных фестивалях получившей самую высокую оценку жюри за эту работу, — это великолепное умение играть, ничего при этом не делая, оставаясь неподвижной.

Пошли титры. Остается констатировать: да, мир действительно изменился. Со смертью одного человека. Как это уже было однажды… Хотя, не будем загадывать на будущее.

Фрирз известен широкой публике по безусловно успешной постановке «Опасных связей» по одноименному роману Шодерло де Лакло. Картина 1988 года с блистательной Глен Клоуз в главной роли — костюмная драма, но только на первый взгляд. Уникальная сюжетная линия, режиссерские искусы и игра звездного актерского состава делают романтическую переписку жеманных злодеев универсальной историей на все времена. После «Опасных связей» им были сняты «Герой», «Мэри Рейли», «Страна холмов и долин», «Фанатик», «Грязные прелести», «Миссис Хендерсон представляет»…

Татьяна Панкина, Вслух.ру, 2 марта 2007

Леди исчезает

Выходит фильм «Королева» — исследование переполоха в августейшем доме, вызванного смертью леди Дианы.
Антон Костылев, Газета.Ru, 28 февраля 2007

Уберечь величество

«Королева» на российских экранах.
Екатерина Чен, Газета GZT.ru, 27 февраля 2007

Королева «Оскара» приглашена на чаепитие к королеве Британии

Довольная и счастливая после получения статуэтки «Оскар» и титула «Лучшей исполнительницы женской роли», королева церемонии Американской киноакадемии Хелен Миррен готовится к очередному событию — чаепитию с настоящей королевой.
Женский журнал Клео.Ру, 27 февраля 2007

«Королева» признан британскими киноакадемиками фильмом 2006 года

Британский фильм «Королева» получил главную награду Британской академии кино- и телеискусства БАФТА.
Александр Смотров, РИА Новости, 12 февраля 2007
Вот это тоже интересно
Ваш любимый сайт становится ближе Вам!
Сайт без пользователей существовать не может. Поэтому мы обращаемся к нашим постоянным и новым посетителям с предложением о сотрудничестве. Оставляйте свои отзывы, коментарии и обзоры на интересные Вам фильмы. Самые активные пользователи получат статус редакторов сайта и смогут добалять собственные материалы на сайт без предварительной модерации. Вместе мы станем интереснее и лучше! Отсылайте Ваши предложения и пожелания нам, используя форму для обратной связи.

 




Наши партнеры:

При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
Реклама на сайте  Обратная связь  Нашли ошибку?  WAP  RSS  
© 2005?2020 «Киноанонс.ру»